Оценка стоимости предприятия и бизнеса

ЕКСПЕРТ ІН

Оценочная компания

Тел.: +38 (067) 232 20 22

Бизнес является сложным и многогранным объектом. Именно поэтому оценка стоимости бизнеса, фирмы, предприятия зависит от огромного количества самих разных факторов. Проведение оценки имущества предприятия необходимо при его продаже, поиску новых направлений, сокращении/увеличении производства и много других. Это один из самых действенных методов поиска проблем работы организации и их устранения. Важно, что анализ осуществляется не на основании каких-то отдельных, несвязанных параметрах, а на совокупности самых разнообразных критериев: техническая оснастка, конкурентная среда, наличие свободных денежных средств, персонал, менеджмент предприятия, поиск сырьевых баз. Задание найти слабые участки функционирования предприятия и полностью их устранить

Оценка предприятия (бизнеса) необходима в таких случаях:

  • покупки или продажи компании;
  • получении кредита;
  • привлечение инвестиций;
  • внесение вклада в уставный капитал;
  • слиянии или поглощении компаний;
  • акционировании (распределение долей);
  • для выкупа части бизнеса;
  • реструктуризации (реорганизации) компании;
  • ликвидации или банкротстве предприятия;
  • для информирования владельца и т.д.

Что дает владельцу оценка компании?

  • Оценка стоимости бизнеса помогает определить текущее финансовое положение, получить четкое понимание факторов, которые влияют на прибыль и мешают дальнейшему развитию;
  • Анализ бизнеса дает владельцу информацию о реальной цене его предприятия и объеме действительных активов;
  • Оценка бизнеса помогает владельцам лучше ориентироваться в своей нише бизнеса, строить долгосрочные планы развития;
  • Своевременно проведенный мониторинг финансового состояния служит индикатором переменчивой рыночной обстановки. Ведь даже самые стабильные компании в наше время должны учитывать особенности рыночной реальности.

Оценка коммерческого предприятия

Создание коммерческого предприятия, в определенном смысле, является превращением денег и идей в активы других видов, которые, в свою очередь, способны принести дополнительные денежные средства. Предполагается, что со временем стоимость этих активов будет выше, чем вложенная денежная сумма.

С ростом бизнеса требуются дополнительные денежные средства. Источником этих средств может выступать первоначальный владелец, внешние инвесторы в основной капитал, прибыль компании или заемные средства, однако во всех случаях имеет место один и тот же процесс: превращение денежных средств в активы. Активы, участвующие в этом процессе, делятся на три категории, которые присутствуют в любом предприятии: от уличного автомата по продаже хот-догов до крупной международной корпорации: денежные активы, материальные активы и нематериальные активы.

Денежные активы

Денежные активы, или чистый оборотный капитал, определяются как краткосрочные активы (current assets) за вычетом краткосрочных обязательств (current liabilities).

Краткосрочные активы включают:

  • денежные средства;
  • краткосрочные инвестиции, такие как высоколиквидные ценные бумаги;
  • дебиторскую задолженность за вычетом резервов;
  • материальные запасы, в которые входят сырье, незавершенное производство, а также готовая продукция;
  • расходы будущих периодов (prepayments).

Краткосрочные обязательства включают:

  • кредиторскую задолженность;
  • долгосрочную задолженность, подлежащую погашению в текущем периоде;
  • подоходный налог и другую накопленную задолженность.

В большинстве случаев краткосрочные активы больше краткосрочных обязательств, поэтому оборотный капитал больше нуля. Однако встречаются и предприятия, способные вполне удовлетворительно функционировать даже при отрицательном оборотном капитале. Как правило, речь идет о предприятиях, с которыми клиенты расплачиваются наличными (например, в ресторанах), поэтому задержки с платежами отсутствуют или же на них распространена авансовая форма оплаты.

Материальные активы

Материальные активы, как правило, отражаются в бухгалтерском балансе в графе «Сооружения, недвижимость и оборудование». Обычно применяется следующая классификация этих активов:

  • земля;
  • улучшения земельных участков, например, мощение улиц и дорожек, ограждения, сады, освещение улиц, канализация, а также защита от пожаров;
  • здания, включая строительство и коммунальные услуги;
  • улучшение арендованного имущества, в том числе структурные усовершенствования, коммунальные услуги, электропроводка и трубопроводы;
  • машины и оборудование, в том числе машины, силовая проводка, заводские трубопроводы, лабораторное оборудование и инструменты;
  • специальные инструменты, такие как пресс-формы, сборочные приспособления, постоянные принадлежности для оборудования и матрицы;
  • чертежи;
  • офисная мебель и оборудование;
  • лицензированные транспортные средства;
  • незавершенное строительство.

Нематериальные активы

Нематериальные активы и интеллектуальная собственность обычно не отражаются в бухгалтерских балансах компаний, тем не менее так или иначе они там присутствуют. Теория бухгалтерского учета определяет нематериальные активы (intangibles) как активы, которые не обладают физической субстанцией, обеспечивают привилегии и выгоды владельцу бизнеса и которые неотделимы от предприятия. Нематериальными активы принято считать элементами коммерческого предприятия, которые остаются после того, как определены денежные и материальные активы. Это те элементы, которые наряду с оборотным капиталом и основными средствами, заставляют предприятия работать и вносят свой вклад в доходность предприятия. Их существование зависит от наличия или ожидания прибыли. Как правило, в ходе развития предприятия они появляются последними и чаще всего исчезают первыми при его упадке. Нематериальные активы классифицируются следующим образом:

  • права;
  • взаимоотношения;
  • сгруппированные неосязаемости (grouped intangibles);
  • интеллектуальная собственность.

Права

Коммерческие предприятия приобретают права на основе договоров с другими предприятиями, частными лицами или государственными органами. Крупные предприятия могут обладать «пучками прав», включающими тысячи элементов. Эти права существуют в соответствии с условиями формально заключенных контрактов, определяющих условия соглашения между сторонами, природу передаваемых прав, товаров или услуг, условия оплаты, а также срок действия соглашения. Контракт едва ли будет обладать значительной ценностью, если оговоренная им сделка не принесет пользу бизнесу.

Некоторые контракты обладают ценностью, поскольку позво­ляют компании приобретать товары или услуги по льготной цене. Любые контракты могут обладать ценностью, однако, как правило, они включают в себя:

  • аренду зданий на условиях или по тарифам, которые более выгодны, чем имеющиеся рыночные предложения; такие выгодные отношения аренды называются арендным интересом;
  • выгодные соглашения о распространении продукции, касающиеся продаж, хранения и продвижения продуктов;
  • контракты о найме, позволяющие удерживать ключевых сотрудников;
  • соглашения о финансировании, позволяющие получать капитал на более благоприятных условиях или под более низкие проценты, чем позволяют текущие рыночные предложения;
  • страховое покрытие на условиях более выгодных, чем среднерыночные;
  • контракты на поставку сырья или продуктов на относительно более выгодных условиях;
  • контракты на предоставление услуг, таких как техническое обслуживание оборудования, обработка данных или коммунальные услуги;
  • лицензии или государственные свидетельства, которые предоставляются в ограниченном количестве или по сравнительно более высоким ценам;
  • права на получение товаров или услуг, предложение которых ограничено, например, участие в теле- или радиовещании или права на распространение фильма;
  • договоренность с бывшим владельцем или наемным работником об отказе от конкуренции;
  • исключительные права в отношении определенной территории или продукта, предоставленные лицензиату по договору коммерческой концессии (франшизы);
  • лицензионный договор на использование интеллектуальной собственности, позволяющий сократить издержки или получить дополнительную прибыль.

Некоторые контрактные права обладают ценностью, поскольку они позволяют предприятию предоставлять товары или услуги другим компаниям с прибылью для себя. Они дают компании возможность сформировать положительный денежный поток, которого с лихвой хватает, чтобы обеспечить доходность прочих привлекаемых активов. Контракты этого рода включают:

  • права на обслуживание (за назначенную плату) ипотечных кредитов, позволяющие привлекать, обрабатывать и контролировать залоговые депозиты, а также распоряжаться вопросами страхования, в рамках управления портфелями закладных;
  • кредитные соглашения, обеспечивающие будущий поток выплат основной суммы и процентов;
  • соглашения по снабжению продуктами питания, предоставлению услуг по здравоохранению, обработке данных, рекламе или консультированию;
  • соглашения о будущих поставках товаров;
  • вступительные взносы за обучение студентов или расписки о предварительной оплате обучения;
  • лицензии, предоставляемые другим лицам, на использование интеллектуальной собственности в обмен на выплаты роялти;
  • франшизы, охраняющие территорию или продуктовую линию и обеспечивающие поступление доходов.

Взаимоотношения

У любого предприятия складываются те или иные взаимоотношения с внешними агентствами, другими компаниями и частными лицами. Обычно они не оформлены в виде контрактов, но могут, несмотря на кажущуюся эфемерность, играть огромную роль в деятельности предприятий. В эту категорию входят:

  • собранная вместе и обученная рабочая сила;
  • отношения с клиентами;
  • отношения с дистрибьюторами.

Сгруппированные неосязаемости (grouped intagibles)

Несмотря на то, что в последние годы оценщики проанализировали, иденти­фицировали и оценивали многие нематериальные активы, часто образуется «остаток» (residual). Обычно этот остаток упоминается как гудвилл (goodwill) и (или) стоимость действующего предприятия (going concern value). Некоторые эксперты тем или иным образом комбинируют эти два актива, однако их стоит разделять и различать.

Стоимость действующего предприятия определяется как «допол­нительный элемент стоимости, который добавляется к стоимости имущества в качестве реальной части действующего предприятия». В качестве меры этой стоимости используются затраты на привлечение и организацию множества мелких активов и вспомогательных взаимоотношений, необходимых для того, чтобы предприятие заработало. Фирма должна получить лицензии, пройти регистрацию в государственных и регулирующих органах, открыть банковские счета, закупить бумагу, канцелярские принадлежности, обзавестись печатью и т. д. Все это — элементы «действующего предприятия».

Предприниматели, юристы, бухгалтеры и судьи — все они пытались определить гудвилл, самую неуловимую разновидность неосязаемостей. Часто отождествляются гудвилл и благосклонность клиентов, т. е. их расположенность вновь обращаться в данную компанию и рекомендовать ее другим. Значительный гудвилл основывается на качественных услугах, налаженных личных отношениях, успешных рекламных программах, а также на разумной экономической политике, учитывающей условия рынка. Другим общим аспектом определения гудвилла является наличие «сверхприбыли», т.е. предприятие, владеющее превосходным гудвиллом, по всей вероятности, обычно получает прибыль, превышающую величину, необходимую для обеспечения приемлемой доходности активов. Иногда же гудвиллом называют разницу между стоимостью предприятия в целом и стоимостью всех идентифицируемых активов.

Интеллектуальная собственность

Последним элементом нематериальных активов является интеллектуальная собственность. Эта категория имущества включает патенты, собственные (proprietary) технологии, авторские права, товарные знаки, программное обеспечение, топологии интегральных микросхем, а также права на публичность (publicity). Нас же более всего интересуют товарные знаки.

Оценка предприятия выполняется в несколько этапов:

  1. Формируются конечные цели.
  2. Анализируется финансовая активность за предыдущие периоды, рассчитывается прогноз на будущее
  3. Рассчитывается стоимость активов, включая оборудование, машины, недвижимость, финансовые вложения и нематериальные активы
  4. Проводится сравнительный анализ состояния предприятия и компаний аналогов
  5. На основании полученных данных составляется отчет, в котором указывается реальная рыночная стоимость объекта.

Заказать услугу

Компания «Expert IN» предлагает провести оценку стоимости предприятия любого типа и формы собственности, в различных отраслях бизнеса. Наши эксперты  учитывают, как материальные, так и нематериальные активы, оценивая деятельность компании за предыдущие периоды. В результате своей работы мы предоставляем отчет, по которому вы можете увидеть потенциал бизнеса, определить перспективность инвестиций, их полезность.

Стоимость услуги оценки бизнеса (предприятия)

Стоимость оценки составляет от 7000 грн. (цена выполнения работы предварительная, и может меняться в зависимости от особенностей предприятия. Точную цену вы можете узнать после ознакомления оценщика с вашим заданием на оценку и документами.

 

Внимание акция

В черную пятницу скидка на проведение услугы -30%