суд
Без рубрики

Обжалования в судебном порядке результатов оценки имущества должника в рамках исполнительного производства

Опубликовано

Основанием проведения оценки имущества, в частности, является договор между субъектом оценочной деятельности - субъектом хозяйствования и заказчиком оценки, который заключается в письменной форме и может быть двусторонним или многосторонним (по содержанию части первой статьи 10 и части первой статьи 11 Закона № 2658 -III).

В соответствии со статьей 33 Закона № 2658-III споры, связанные с оценкой имущества, имущественных прав, решаются в судебном порядке.

Статьей 32 Закона № 2658-III предусмотрена ответственность оценщиков и субъектов оценочной деятельности, частью второй которой определено, что оценщики и субъекты оценочной деятельности - субъекты хозяйствования несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора, в частности, за недостоверность или необъективность оценки имущества, согласно условиям договора и закона.

Следовательно, действующим законодательством Украины предусмотрены основания ответственности субъекта оценочной деятельности - субъекта хозяйствования в случае ненадлежащего исполнения (в частности, недостоверность или необъективность оценки имущества) им своих обязанностей.

В то же время отчет об оценке имущества является документом, содержащим выводы о стоимости имущества и подтверждает выполненные процедуры по оценке имущества субъектом оценочной деятельности - субъектом хозяйствования в соответствии с договором. Отчет подписывается оценщиками, которые непосредственно проводили оценку имущества, и скрепляется подписью руководителя субъекта оценочной деятельности (часть первая статьи 12 Закона № 2658-III).

Системный анализ приведенных норм действующего законодательства свидетельствует о том, что отчет по оценке имущества является документом, который фиксирует действия субъекта оценочной деятельности - субъекта хозяйствования по оценке имущества, осуществляемые им в определенном порядке и направлены на выполнение его профессиональных обязанностей, определенных законом и установленных соответствующим договором.

ВАЖНО: Отчет об оценке имущества не создает никаких правовых последствий для участников правоотношений по оценке имущества, а лишь отражает и подтверждает сделанные субъектом оценочной деятельности - субъектом хозяйствования выводы и его действия по реализации своей практической деятельности.

Итак, установлена ​​правовая природа отчета об оценке имущества делает невозможным осуществление судебного разбирательства по применению к нему последствий, связанных с отменой юридических актов или признанием недействительными сделок.

 

Учитывая тот факт, что Большая Палата Верховного Суда указала, что споры о признании недействительным отчета об оценке имущества не могут быть рассмотрены в порядке другого судопроизводства, у участников производства есть несколько путей:

      Рецензирование

Законом предусмотрено, что одной из форм оценки имущества есть рецензирование отчета об оценке имущества (акта оценки имущества), которое заключается в их критическом рассмотрении и предоставлении выводов относительно соответствия примененных процедур оценки имущества требованиям нормативно-правовых актов по оценке имущества, в порядке, определенном настоящим законом.

В соответствии со статьей 13 Закона Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» рецензирование отчета об оценке имущества (акта оценки имущества) осуществляется по требованию лица, использующего оценку имущества и ее результаты для принятия решений, в том числе на требование заказчиков (плательщиков) оценки имущества, органов государственной власти и органов местного самоуправления, судов и других лиц, имеющих заинтересованность в беспристрастном критическом рассмотрении оценки имущества, а также по собственной инициативе субъекта оценочной деятельности. Основанием для проведения рецензирования является письменный запрос к лицам, которые в соответствии с этой статьей имеют право осуществлять рецензирование отчета об оценке имущества (акта оценки имущества).

Итак, рецензирование отчета по оценке может быть законодательно установленным способом опровержения результатов оценки. Однако в новой редакции Закона Украины «Об исполнительном производстве» отсутствует такое понятие как рецензирование, то есть теперь обжаловать результаты оценки имущества должника можно только в судебном порядке: «... в случае если стороны не согласны с результатами определения стоимости или оценки имущества, они вправе обжаловать их в судебном порядке в 10-дневный срок со дня получения уведомления (ч. 5 ст. 57 Закона Украины «Об исполнительном производстве») и «споры, связанные с оценкой имущества, имущественных прав, решаются в судебном порядке» (ст . 33 Закона Украины ни «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине).

 

Судебное обжалование:

Согласно судебной практики следует, что суды рассматривают оценку имущества, независимо от субъекта ее проведения, как процессуальное действие государственного исполнителя, но и следовательно указывают на соответствующий порядок такого обжалования, предусмотренный ст. 74 Закона Украины «Об исполнительном производстве» (Статья 74. Обжалование решений, действий или бездействия исполнителей и должностных лиц органов государственной исполнительной службы).

Ведь, согласно ст.20 Закона Украины «Об исполнительном производстве» для выяснения и разъяснения вопросов, возникающих при осуществлении исполнительного производства и которые требуют специальных знаний, исполнитель выносит постановление о привлечении эксперта или специалиста (нескольких экспертов или специалистов), а для проведения оценки имущества - субъектов оценочной деятельности - субъектов хозяйствования.

Как указано в п.8 раздела II Инструкции по организации принудительного исполнения решений утвержденной Приказом Министерства юстиции Украины 02.04.2012 года №512 / 59, зарегистрированного в Министерстве юстиции 02.04.2012 года №489 / 20802 в редакции приказа Министерства юстиции Украины от 29.09.2016 года №2832 / 5, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 30.09.2016 года № 1302/29432 для выяснения и разъяснения вопросов, возникающих при осуществлении исполнительного производства и требуют специальных знаний, исполнитель по собственной инициативе или по заявлению сторон назначает своим постановлением эксперта или специалиста (в случае необходимости - нескольких экспертов или специалистов), а для оценки имущества (имущественных прав) - субъектов оценочной деятельности - субъектов хозяйствования, а также в случае необходимости - переводчика.

А участниками исполнительного производства является исполнитель, стороны, представители сторон, прокурор, эксперт, специалист, переводчик, субъект оценочной деятельности - субъект хозяйствования (ч.1 ст.14 Закона).

 

ВЫВОД: Несмотря на то, что в новом Законе Украины «Об исполнительном производстве» не предусмотрено такой процедуры, как рецензирование отчета об оценке имущества, однако эксперты руководствуются еще и Законом Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине», национальным стандартом №1 «Общие основы оценки имущества и имущественных прав», утвержденный постановлением КМУ от 10 сентября 2003 №1440.

Итак, рецензирование отчета об оценке имущества является эффективным законодательно установленным способом опровержения этих результатов.

Коментарі

  Підписатися  
Повідомити